Публикуется по решению Научно-методического совета Ивановского регионального отделения Российского общества «Знание»
Автор:
Орлова Наталья Анатольевна, кандидат педагогических наук, педагог ОКГОУ «Ивановская школа-интернат №1»
В Российской системе образования среди ведущих выделяются задачи сохранения здоровья подрастающего поколения, оптимизация учебного процесса, разработка здоровьесберегающих технологий, обучение и формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. Их решение в условиях школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свою специфику, которая должна учитываться в ходе учебно-воспитательного процесса.
Дети и подростки с нарушением слуха относятся к группе людей с недостатками в развитии и особо нуждаются в коррекционно-развивающем обучении и воспитании. У них наблюдаются значительные отклонения в состоянии здоровья [6]. Между тем здоровье – это важный фактор работоспособности и гармоничного развития человека.
Здоровье школьника чаще всего связывают с его достаточной двигательной активностью, с занятиями физическими упражнениями, с повышением уровня физической культуры [2, 4]. Положение о том, что ребёнок должен удовлетворять свои потребности в движениях, несомненно, очень важное. Однако здоровье – это не только физическое развитие, физическая подготовленность, это нечто большее – это и психическое, и социальное благополучие. Здоровье во многом определяется грамотностью человека – знаниями о строении и функционировании организма человека, о правилах и нормах оздоровительных мероприятий и умениями их применять на практике [3]. Задача разработки педагогических мероприятий, поиска новых подходов к формированию здоровья и здорового образа жизни в настоящее время остается актуальной. Цель работы заключалась в разработке здоровьесберегающих технологий на внеклассных занятиях школы-интерната для глухих и слабослышащих учащихся.
Здоровье, социально-психологическая адаптация глухого и слабослышащего ребёнка во многом определяются пребыванием его в школе-интернате, где он проводит большую часть своего времени. Особенность образовательного процесса школы-интерната состоит в том, что одну из ключевых позиций в обучении и воспитании занимает внеурочная деятельность. В связи с этим хорошая возможность углублённо изучить многие вопросы здоровья и здоровьесбережения глухих и слабослышащих детей представляется на внеклассных занятиях.
Для расширения кругозора в области здоровья и здорового образа жизни воспитанникам нашего интерната были предложены следующие темы: «Осанка и здоровье человека», «Осторожно, грипп!», «Берегите глаза», «Чтобы зубы не болели», «Полезные и вредные продукты», «Эмоции и поведение» и др. На уроках ОБЖ, биологии и физкультуры получению этих знаний отводится недостаточное время. Кроме того, в силу особенностей развития глухих и слабослышащих детей (глухота, недоразвитие речи, быстрая утомляемость и др.) необходимы дополнительные занятия для изучения разнообразных вопросов здоровья.
Темы внеклассных занятий затрагивают многие проблемы здоровья школьников: формирование опорно-двигательного аппарата, инфекционные заболевания и их профилактика, охрана глаз и зрения, предупреждение заболеваний зубов, организация правильного питания, управление настроением человека. Совокупность различных знаний о здоровье помогает учащимся сформировать целостную картину здоровья и здорового образа жизни, овладеть основами психического и физического здоровья.
На внеклассных занятиях дети закрепляют знания об организме человека, полученные ими на уроке. Более подробно знакомятся с различными заболеваниями и способами их профилактики. Для лучшего понимания учебного материала учащиеся выполняют практические задания и в конце занятия отвечают на вопросы для самоконтроля знаний.
Важной задачей образовательного процесса в школе-интернате для глухих и слабослышащих детей являются пополнение словарного запаса и развитие устной речи. Поэтому почти все практические задания направлены на освоение новых слов и выражений, на формирование речи. Так, на занятии «Берегите глаза» ученикам предлагается разгадать ключевые слова в кроссворде, связанные с охраной глаз и зрения. Другим занимательным упражнением может быть игра «Правильно-неправильно», в ходе которой дети сортируют различные варианты ответов в нужные колонки («есть овощи и фрукты», «читать лёжа», «читать при хорошем освещении» и т.д.). Для хорошего запоминания слов учащиеся составляют слова из букв. На занятии «Осанка и здоровье человека» важными словами будут «осанка», «позвоночник», «искривление».
В игровой форме глухие и слабослышащие дети знакомятся также с простейшими логическими построениями, отрабатывают навыки связного рассказа. Например, в игре «Закончи предложение» (тема: «Чтобы зубы не болели») нужно закончить предложения: «Когда болит зуб, … (я иду к стоматологу)», «Вечером перед сном… (я чищу зубы)», «После еды… (я полоскаю рот водой)», «Два раза в год… (я осматриваю зубы у стоматолога)». На занятии «Осторожно, грипп!» дети додумывают и строят другие предложения: «После прогулки… (я мою руки)», «Во время уборки… (я проветриваю комнату)», «Когда я разговариваю с другом… (я соблюдаю дистанцию)» и т.д. В подобных дидактических играх учащиеся хорошо усваивают правила охраны здоровья, начинают понимать значение общепринятых норм поведения, проникать в суть оздоровительных мероприятий, устанавливают причинно-следственные связи и взаимосвязи.
Среди практических заданий есть и такие, в которых ребёнку нужно проявить творческие способности. Например, на занятии «Эмоции и поведение» воспитатель предлагает ученикам на листе бумаги нарисовать цветок и на лепестках цветка написать различные состояния человека («Я плачу», «Я смеюсь», «Я топаю ногами», «Я злюсь», «Я радуюсь», «Я нервно махаю руками» и др.), затем лепестки цветка раскрасить в тот цвет, который детям представляется. Как правило, фразы, выражающие плохое настроение, ассоциируются с тёмными цветами, а фразы, выражающие хорошее настроение, — со светлыми цветами. Более сложным будет другое задание: «Нарисовать цветок счастья», т.е. на лепестках цветка написать необходимые слова или выражения и цветным карандашом раскрасить их в нужный цвет. При выполнении этих заданий дети учатся дифференцировать своё настроение, анализировать причины, вызывающие смену настроения, учатся изменять своё психическое состояние, управлять им.
Чтобы помочь ребёнку овладеть основами социальной адаптации в комплекс практических заданий включаются элементы сюжетно-ролевых игр. В них создаются ситуации, в которых ученик, выполняя взятую на себя роль, может производить различные действия с проговариванием необходимых слов и выражений. В игре «На приёме у врача» (тема: «Берегите глаза») врач говорит пациенту: «Заходите, пожалуйста», «Садитесь на стул», «Закройте правый глаз», «Посмотрите на стенд», «Скажите, какая это буква». В игре «Я получила пятёрку» (тема: «Эмоции и поведение») мама говорит дочери: «Достань из портфеля дневник», «Скажи, какие сегодня были уроки?», «Какие оценки ты получила?». В игре «Береги зубы» (тема: «Чтобы зубы не болели») отец говорит сыну: «Береги зубы», «Не грызи семечки», «Помой руки», «Чисти семечки руками». Такие игры обучают глухих и слабослышащих школьников простейшим способам общения, развивают умения строить свои отношения с окружающими людьми, умения оценивать ситуации, которые могут быть полезны или опасны для здоровья.
В качестве практических заданий на внеклассных занятиях дети выполняют несложный комплекс физических упражнений. На занятии «Осанка и здоровье человека» учащиеся делают упражнения для формирования правильной осанки и устранения искривлений позвоночника, на занятии «Берегите глаза» — гимнастику для глаз, на занятии «Осторожно, грипп!» — гимнастику для рук (имитация движений рук при мытье рук с мылом), на занятии «Полезные и вредные продукты» — упражнения для укрепления мышц живота. Все физические упражнения можно выполнить в условиях классной комнаты. Их цель заключается не в том, чтобы сформировать двигательные навыки и физические качества, а в том, чтобы осмыслить учебный материал, разобраться в сложных механизмах строения и функционирования организма человека и понять необходимость ежедневного использования физических упражнений для укрепления здоровья.
Методика внеклассных занятий по укреплению и сохранению здоровья глухих и слабослышащих школьников базируется на идеях основоположников русской науки И.М. Сеченова о рефлекторной природе психики человека, о связи движения с чувствованием, П.Ф. Лесгафта о взаимосвязи умственного и физического развития ребёнка, а также на теориях современных ученых М.А. Правдова об интеграции двигательной и познавательной деятельности ребенка, В.Ф. Базарного об обучении и воспитании в условиях активной сенсорной среды. В основу организации внеклассных занятий положены следующие принципы:
Предлагаемая методика занятий в школе-интернате для глухих и слабослышащих детей способствует более эффективному решению образовательных, коррекционных и оздоровительных задач, формированию сознательного отношения воспитанников к укреплению собственного здоровья, воспитанию потребности в физическом и психическом совершенствовании, приобретению уверенности в своих силах на долгие годы. Материалы внеклассных занятий (презентации, конспекты занятий) размещаются в открытом доступе на сайте школы-интерната для глухих и слабослышащих учащихся (раздел методические объединения), что помогает повышению профессиональной компетентности педагогов в реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, а также активизации семьи в решении вопросов охраны и укрепления здоровья детей.
Литература: